Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Секретный язык кино!

Все ли фильмы одинаково полезны? Почему важно разбираться в кино? Чем кино полезно для нашей души и что такое фильмотерапия? Линч, Тарковский, Кубрик и не только…

Как думаете, сколько там можно найти фильмов? То есть, сколько фильмов и сериалов снято на сегодняшний день? Цифра приблизительная, но все же, давайте пофантазируем, чтобы понять масштабы. Есть такой полезный сайт: Internet Movie Database (IMDb). Это крупнейшая в мире база данных о фильмах.

Итак.
По данным на 2 июня 2017 года, в базе IMDb находилось:
4 317 028 статей о фильмах и телесериалах, в том числе:
• 372 755 — полнометражные фильмы
• 474 352 — короткометражные фильмы
• 114 770 — сериалы
• 80 524 — документальные фильмы

Только представьте, наши бабушки-киноманки могли посмотреть все фильмы, которые были в доступе. Сегодня мы должны признаться: даже новинки месяца нам не удастся пересмотреть! Это очень важно для понимания того, почему необходимо тщательно подходить к отбору фильмов. Уметь распознавать качественное кино, уметь ориентироваться в море информации. Потому знания о фильмах, о том, как они работают – это прямо-таки спасательный жилет в этом бескрайнем море. По мере того, как мы научаемся понимать кино — спасательный жилет становится лодкой, а потом и спортивной яхтой. То есть, чем больше качественного кино мы смотрим, тем больше сознаем его. Тем большее удовольствие получаем от плаванья в мире киноискусства.

Почему кино – удивительное искусство?

Кино – невероятное искусство! Почему? Потому что соединяет в себе массу других видов искусств. Например, фотографию. Не случайно, многие режиссеры были еще и фотографами, а некоторые и вовсе именно из фотографии пришли к кино.

Одним из увлечений Андрея Тарковского была фотография. Только посмотрите, на его снимки!

Сразу скажу, что его визуальный стиль настолько самобытен и безупречен, что кадрами из его фильмов вдохновлялись режиссеры «Безумного Макса» и «Бегущего по лезвию 2049». И не только.

Однажды именитый Алехандро Гонсалес Иньярриту заметил:

Помню, как впервые увидел фильм Тарковского – я был шокирован. Не знал, как дальше быть. Я был очарован его кинематографом, потому что неожиданно понял, что фильм может содержать такое количество смыслов, о котором я и подумать раньше не мог.

Посмотрите, как знаменитый режиссер вдохновлен творениями Тарковского в фильме «Выживший»:

Иногда режиссеры даже «спорят» своим кино. Например, «Солярис» это во многом ответ на «Космическую Одиссею» Стэнли Кубрика. А невидимая связь режиссеров была неслучайной. Стэнли Кубрик тоже обожал фотографию. Он вообще был профессиональным фотографом, штатным корреспондентом журнала Look. За этот период на его счету 27 000 фотографий!

Посмотрите насколько безупречная его поэтика кадра, уже в кино:


Меня часто спрашивают: зачем смотреть старые фильмы? Я убеждена, старое кино — это мастхэв. Удивительно, но старое кино – не статично. Оно развивается вместе с нами. Ведь в истории все циклично: многое возвращается, внезапно становится актуальным.

Как вам кажется, какие еще виды искусств включает в себя кино?
Это и театр, и живопись, и музыка, и литература…

Но есть еще одно искусство о котором редко вспоминают, но связь его с кино невероятно крепка. И это… ЦИРК! Вообще изначально кино было… аттракционом! Люди к нему относились как к забавному техническому изобретению.

Кино: аттракцион или искусство?

Впервые о связи цирка и кино еще в начале 20 века заговорил Сергей Эйзенштейн и ввел понятие «монтаж аттракционов» — режиссёрский метод психологического воздействия на зрителя при помощи склейки кадров в определенной последовательности.
А потом понятие кино аттракционов переосмыслил Том Ганнинг в статье «Кино аттракционов: ранние фильмы, их зритель и авангард». Ганнинг уверен, что изначально кинематограф оказался привлекательным для аудитории, в первую очередь, благодаря лишь зрелищности, трюкам, а никакому не содержанию.

В начале века кинопоказ длился минут 15, а экран часто ставили в цирке или зоопарке!

И да, авторского кино не было как такого. А популярные сюжеты переснимались десятки раз.
Давайте посмотрим один из ранних, но дошедших до нас фильмов: «Исчезновение дамы в театре Робер-Удена» — французский короткометражный художественный немой фильм Жоржа Мельеса.

У зрителей не было идеи фильма, как искусства, произведения, не было ожидания особого смысла, было лишь желание удивиться, получить эмоции.

А сейчас будет неожиданный поворот событий и мы посмотрим фрагмент популярного фильма:

Что мы видим? Кино, как аттракцион, возвращается. А кинотеатры активно пытаются внедрять новые технологии. А создатели фильма придумывают все новые спецэффекты. В попытке увлечь, подарить эмоции не смыслом, а новыми трюками.

И вот вопрос, когда кино стало искусством? И любой ли фильм им является?

Это значит, что мы можем разделить кино на 2 общие группы:
1. Фильм, как искусство
2. Фильм, как аттракцион. Не случайно, знаменитая франшиза «Пираты карибского моря» появилась именно… благодаря аттракциону! Да-да, был такой аттракцион в Диснейленде.

А теперь вопрос для размышлений: в какой момент кино стало повально превращаться лишь в аттракцион? И значит ли это, если кино нас удивляет спецэффектами, то оно априори плохое?

НЕТ. Есть прекраснейшие примеры совмещения ярких спецэффектов и кино-искусства. Вы сейчас можете вспомнить такие фильмы, давайте поделимся в комментариях. Качественное авторское кино – это совсем не значит скучное кино! Например, «Матрица» или тот же «Аватар». Но каждый зритель берет из фильма то, на что хватает его знаний, видения мира, понимания искусства. Для кого-то Аватар – «О, клевые спецэффекты», а для кого-то философская притча.

Кино и клиповое мышление

Чтобы влюбиться в черно-белое кино можно начать с «Три лица Евы» — кино затянет игрой Джоэнн Вудворд. А за эту роль у нее, кстати, премия «Оскар» и премия «Золотой глобус». А фильм основан на реальных событиях. В теле Крис Сайзмор в течение 45 лет жили 22 личности разного возраста и характера.

Я видела и вижу эволюцию кино, эволюцию экрана. Открою вам информацию из копилки режиссеров и тележурналистов: раньше кадр держался 8 секунд. Теперь 1.5! А оптимальных синхрон сегодня длиться должен не более 20 секунд. То есть, собеседника в интервью срочно пора перебивать, через 20 секунд. Одно исключение – если вы Познер.

Клиповое мышление – это данность нашего времени. Давайте сегодня я не буду об опасностях. Об этом сейчас итак много говорят. И небезосновательно. Единицы людей способны не откликаться на соцсети и гаджеты при просмотре кино. Читать книги и смотреть фильмы стало труднее. Снижается наша чувствительность. Посмотрите на посты в инстаграм. Теперь, чтобы привлечь внимание нужно странное или очень яркое фото. А первая фраза в посте желательно чтобы начиналась как-то невероятно интригующе.

Искусство и информация стала доступнее, но найти время и усидеть труднее.

Это первый и важный шаг – признаться себе в этом. Мир не такой как прежде.
Но если вы хотите подарить своей жизни новый бесценный вкус киноискусства – придется применить чуть больше труда, нежели в 90-е, когда появились первые кассеты и случился новый интересный аттракцион видеосалонов и фильмов.

В современном мире происходит инфляция счастья. Чтобы порадовать себя нужно все больше усилий. Мы работаем и позволяем себе велосипед, а потом, может машину, или все новые модели телефонов. Но есть то, что тоже может эволюционировать с нами! Обойдется нам это гораздо дешевле, а удовольствие останется с нами надолго, а от хорошего кино – на всю жизнь.

Кино-квест

Для начал нам потребуются особые приправы для просмотра. Чтобы сделать вкус кино еще отчетливее. Как этого достичь? Начать разбираться в киноискусстве: от визуального ряда и спецэффектов до биографии режиссера.

После просмотра пары-тройки фильмов режиссера вы начинаете говорить с ним на одном языке. Например, каждый раз тихонько и хитро улыбаетесь, когда видите у Линча кадр с колышущимися шторами («Синий бархат», «Твин Пикс», «Малхолланд Драйв»), или «песню без песни» в «Синием бархате» и «Малхолланд Драйв».

Иногда Линча обвиняют в бессвязности, однако, существует немало теорий, что все фильмы Линча существуют в одной вселенной! Он, к слову, невероятный эстет, который питается визуальным искусством, черпает вдохновение из фотографий и картин Эдварда Хоппера.

Картина, фотография и фильм не меняются, магия случается, когда появляется зритель. Мне нравится думать, что это такой странный закольцованный диалог — от изображения к зрителю и от зрителя обратно к изображению.

Кино – это своего рода квест. Оно содержит массу метафор, загадок отсылок. Чем больше вы интересуетесь другими видами искусства, тем больше улавливаете ниточек в фильме. А это, ни с чем несравнимое удовольствие — распутывать клубок, познавать новое. Фильм – это такая своеобразная википедия. Только гиперссылки не на поверхности. Но коли уж нашел – радость, будто добыл драгоценный камень.

Какая практическая польза киноискусства? Об этом сказано так много прекрасной Татьяной Черниговской, об этом писал и Эйнштейн, что сомневаться в том, что искусство развивает наш мозг, наши творческие способности – не приходится. Да-да множество успешных людей науки не только любили искусство, но и использовали его для поиска новых решений, гармонизации, переключения мозга.
Я неустанно повторяю: к изучению искусства желательно подходит комплексно. Это естественно, что одно искусство может завораживать нас больше другого. Но это еще и потому, что нравится нам то, в чем мы компетентны. Стоит пересилить себя и пойти по неизведанной дорожке. Наш мозг это не очень любит – нас ждет масса удивительных открытий!

Фильмотерапия

Искусство питает не только наш мозг, но и душу!

Чем кино полезно для нашей души?
Искусство в психотерапии применяют уже давно. И подходов много разных. Мне нравится делать психологические анонсы фильмов. Ни в коем разе не интерпретации. Перед просмотром фильма желательно именно интерпретации чьи-либо вообще исключить (они хороши на 2-3 раз перепросмотра). Почему? Чужой анализ создает рамку для восприятия. В этом случае свои чувства-мысли эмоции вытащить оказывается труднее. Я же настоятельно рекомендую слушать себя, свои чувства. В фильме сокрыто гораздо больше, чем пишет об этом кинокритик, который анализирует его в одной из модальностей. В фильме есть Вы. Он личный и уникальный для каждого. Например, мы недавно обсуждали фильм «Мой король» — для кого-то он оказался о личной биографии, о любви, которая сопряжена с болью. Для кого-то важным опытом: «с таким мужчиной я точно семью создавать не хочу». Для кого-то возможностью разглядеть уже пройденные отношения и тему созависимости. Кино – это не всегда пример для подражания. Очень часто это чужой опыт, который для нас может быть стоп-сигналом, как не надо делать. И конечно – кино дает нам ответы на личные сокровенные вопросы.

Вопросы для личной фильмотерапии

После просмотра кино, задайте себе вопрос:

  • Какие чувства вызвал фильм? Постарайтесь ощутить, а затем назвать их. Они могут быть разными: позитивными и не очень. Если вы ощутили злость на кого-то из героев или стыд за кого-то – постарайтесь запомнить это чувство, поймать его. Это значит, что фильм сработал, он нашел отражение в нашей душе, зацепил.
  • Когда в жизни я испытывал подобные чувства или был в похожей ситуации?
  • О чем это фильм для меня?
  • Как бы поступил я на месте главного героя?
  • Если финал открытый, как например в фильме «Изчезнувшая». Придумайте как минимум две альтернативные развязки. Какой путь вам ближе? Во что больше верится и почему?

Помните: разбираясь в искусстве можно (и нужно!) разобраться в себе!

Статья составлена по материалам моего вебинара «Секретный язык кино», прошедшего 10.10.2018 совместно со школой популярного искусства Op Pop Art и Анастасией Постригай.
Автор текста: Надежда Железняк, психолог
поделиться

Комментариев пока нет

А как думаете вы?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *